Медицинская грамотность: для чего она нужна?
Согласно современным демографическим данным, численность населения растет, при этом становится больше людей старшего возраста [ВОЗ, Европейское региональное бюро, 2021]. Это большая заслуга медицины – врачи научились лечить многие болезни, при некоторых патологиях стало возможным продлевать жизнь и улучшать ее качество. Жизнь общества сопровождает рост заболеваемости неинфекционными болезнями (НИЗ), коморбидности, при которой у одного пациента может быть несколько заболеваний одновременно.
Как следствие, увеличивается потребность в медицинских услугах, растет нагрузка на медперсонал, лекарственное и материально-техническое обеспечение, отрасль здравоохранения стала требовать больших затрат со стороны государств – это общемировая тенденция. В таких условиях важно стремиться к сохранению здоровья граждан и увеличивать количество здоровых лет, причем со стороны не только законотворцев, но и каждого человека в частности.
Повышение медицинской грамотности населения – это основа для сохранения здоровья, профилактики НИЗ и их контроля, да и в целом для увеличения продолжительности жизни.
Что такое медицинская грамотность?
Медицинская грамотность – это способность человека получать и понимать информацию, связанную с вопросами здоровья, и принимать соответствующие ситуации решения, следовать инструкциям по лечению.
В современной жизни медицинской информации в окружающем пространстве больше, чем когда-либо в истории человечества. Большинство людей в качестве основного источника используют Интернет, в котором ищут советы по ЗОЖ, читая информационные статьи и форумы, ставят себе диагнозы, назначают лечение. В такой ситуации сохранять здравый смысл становится все сложнее.
Зачем нужна медицинская грамотность?
Умение поддержать здоровье и вовремя предпринимать меры по лечению – жизненно необходимый навык для каждого человека. Нужно понимать, что низкий уровень медицинской грамотности не просто влияет на состояние каждого из нас, он коррелирует с неудовлетворительными результатами лечения. Редкие обращения к врачам не просто способны вызвать осложнения болезней и ухудшение состояния здоровья, они влекут отставание в личном, социальном и культурном развитии, а также ухудшают качество жизни – к такому выводу пришли ученые .
Навыки грамотности в вопросах здравоохранения помогают:
- Осознавать риски в случае возникновения недомогания.
- Разбираться в противоречивой информации, отделять важное от ненужного.
- Принимать решения, которые помогут не допустить прогресса в течении болезни и последующего осложнения.
- Разбираться в сложной системе здравоохранения, например, как попасть на прием к профильному врачу в государственной поликлинике, получить лечение и т.д.
К вопросу медицинской грамотности, кстати, относят способность требовать перемен в системе здравоохранения у государства и медицинского сообщества, когда политика и соответствующие структуры не в полной мере удовлетворяют запросам граждан. Например, в поликлинике возникает сложность с записью к врачу либо по какой-то причине внутренние порядки организации препятствуют нормальному получению помощи пациенту. Грамотный человек знает, куда обратиться и как действовать, чтобы проблема была решена – посетить главврача, позвонить в страховую компанию, обратиться в отделение Минздрава.
Компетентность в вопросах здоровья формирует выбор пациентов и их благополучие в итоге. Поэтому важно ее прокачивать и улучшать.
О низкой медицинской грамотности
Проблема современного общества – это низкий уровень медицинской грамотности населения. Он приводит к несоблюдению правил и принципов здорового образа жизни, пусканию на самотек проблем с организмом; как следствие, растет число госпитализаций «тяжелых» пациентов, увеличиваются расходы на здравоохранение в целом.
Проявления слабой санитарной грамотности – это:
- Рискованное для здоровья поведение – курение, чрезмерное употребление алкоголя, нездоровый рацион.
- Низкая двигательная активность.
- Самостоятельная постановка диагнозов и самолечение.
- Низкий уровень профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья.
- Пониженный уровень участия в обследованиях, цель которых – ранняя диагностика заболеваний.
- Частая заболеваемость и госпитализация.
- Увеличенная частота несчастных случаев на рабочих местах.
- Тенденция к невозможности самостоятельно вести хронические заболевания и контролировать их (в случае с астмой, диабетом, ВИЧ-инфекцией).
- Меньшая склонность к медикаментозному лечению с отрицанием препаратов, заменой их средствами народной медицины или пусканием ситуации на самотек.
- Частые госпитализации, первичные и повторные, из-за запущенности заболеваний, преждевременная смертность.
Низкая медицинская грамотность наиболее часто встречается среди пожилых людей, социальных меньшинств и людей с низким социальным статусом, у населения с низким уровнем медицинского обслуживания, например, в местности, где нет или мало поликлиник, ФАПов, многопрофильных центров .
К признакам низкой грамотности в вопросах здравоохранения добавим нежелание обращаться к врачам, недоверие медицине в целом, самостоятельная коррекция назначенного лечения или полное пренебрежение, бесконтрольный прием лекарственных средств, в частности антибиотиков.
Повышение медицинской грамотности
Снижение факторов риска развития неинфекционных заболеваний – основная задача повышения медицинской грамотности, которая должна быть приоритетной для государств по всему миру. ВОЗ разрабатывает программы по продлению жизни человека при наличии неинфекционных заболеваний во всем мире, а глобальная цель – снижение смертности от НИЗ на 25% уже к 2025 году и до 30% к 2030 году [ВОЗ, 2021].
Проблема компетенции человека в вопросах здоровья себя и близких не новая, ВОЗ и ученые по всему миру создают программы повышения уровня грамотности и ищут способы их внедрения в реальную жизнь. Рассмотрим основные советы из опубликованной работы доктора медицинских наук Карена Робертовича Алмаева:
- Повышение качества информационных материалов и облегчение их понимания. Иными словами, листовки, пособия, справочники и прочие пособия должны быть понятными для пациента и непосвященного читателя. И они должны быть.
- Адаптация служб здравоохранения к потребностям людей. Это вопрос о двухстороннем общении врача и его пациента, о диалоге, о сотрудничестве. В модели классической системы здравоохранения пациент занимает пассивную роль. Отметим, что такой способ взаимодействия возможен только с людьми, чья грамотность в вопросах здоровья находится на высоком уровне.
- Упрощение навигации пациента. Должно быть понятно, как попасть к профильному специалисту, не должен вызывать сложность поиск самого учреждения. Необходимо выстраивание равенства пациентов в доступе к врачебной помощи.
Эти способы повышения грамотности в вопросах здравоохранения призваны улучшить ситуацию в отрасли в целом и повысить качество услуг врачей, как следствие, должен повыситься уровень доверия к специалистам [К. Алмаев, 2018].
Как быть обычным людям?
Несомненно, чтобы сформировать медицинскую грамотность, необходимо погрузиться в профессиональные знания. Слепо доверять форумам и советам в Интернете – плохая затея, к просвещению она не имеет отношения. Опираться следует на авторитетные мнения врачей и профессоров с хорошей репутацией.
Несколько предложений по повышению грамотности:
Необходима дополняющая информация к клинической консультации, выдаваемая вместе с заключением или рецептом для того, чтобы человек понимал, что с ним в действительности происходит, и научился отслеживать свое состояние, контролировать его. Можно попросить врача рассказать подробнее о диагнозе, о возможности его лечения или жизни с ним в экологичной форме.
- Информацию в Интернете следует черпать из проверенных источников – медицинских порталов, сайтов ВОЗ и университетов.
- Важно получение пациентами персональной компьютерной информации и виртуальной поддержки. Сюда отнесем удаленные консультации с врачами – некоторые центры предоставляют такие услуги. Со специалистом можно пообщаться почти в любое время, задать ему вопросы вместо того, чтобы идти за решением на какой-нибудь форум.
- Возможность для пациентов получать оперативные ответы во время лечения или обострения заболеваний, чтобы у человека формировалось понимание действий, которые может совершить он сам.
- Помощь больным в принятии решений – ложиться ли в стационар, согласиться ли на операцию, принимать ли лекарства – врачу важно профессионально показать пациенту необходимость принятия тех или иных мер по оздоровлению в каждой конкретной ситуации.
- Искать программы обучения самоконтролю в любых ситуациях, связанных со здоровьем организма.
Как видно, главные рекомендации всех специалистов – это проверять информацию, общаться с врачами, контролировать собственное здоровье и не запускать патологические процессы, закрывая глаза на дискомфорт в теле. Помните: в здоровом теле здоровый дух!