20 сентября 2010
Поездка в Польшу заведующей терапевтическим отделением Павлищевой Ирины Дмитриевны и заведующей приемным отделением Елисеевой
Поездка в Польшу заведующей терапевтическим отделением Павлищевой Ирины Дмитриевны и заведующей приемным отделением Елисеевой Татьяны Петровны состоялась с 26.07 по 31.07 2010 года.
Польский закон о всеобщем медицинском страховании, который вошел в силу 1 января 1999 г., начал реформу в области здравоохранения. Пациент, по замыслу, - центральная фигура новой системы, потому что от качества и количества услуг, оказанных каждому пациенту, зависит положение данного медицинского учреждения.
Страхование, как и в большинстве стран, подразумевает свободный выбор врача или больницы в любое время, если пациент по какой-либо причине не удовлетворен оказываемыми услугами. Страхование охватывает как людей с польским гражданством, так и иностранцев, постоянно живущих в Польше. За короткое время в стране получила большое развитие сеть частных и кооперативных медицинских центров, оказывающих всестороннюю помощь вне системы государственного медицинского страхования.
Живи, казалось бы, да радуйся с такой медициной. Ан нет. По данным социологических опросов, проведенных в Польше спустя полтора года после внедрения страховой медицины, большая часть населения недовольна качеством медицинского обслуживания, а врачей считает наиболее коррумпированной профессиональной группой. Эти мнения актуальны и сейчас.
С самого начала как за подготовкой проекта закона о всеобщем обязательном медицинском страховании, так и за проведением его в жизнь стояло движение "Солидарность". Правда, оказавшиеся у власти политики, представляющие это движение, мало разбирались в механизме функционирования системы здравоохранения, не улавливая связь экономики и сферы социального потребления. В то дореформенное время было предложено три способа финансирования системы здравоохранения: за счет всеобщего обязательного страхования или коммерческого страхования. Кроме того, выдвигалась концепция очень осторожных преобразований, предполагавшая создание парабюджетных учреждений для финансирования системы здравоохранения на региональном уровне.
Последующие смены власти не оставили места дальнейшим размышлениям на сей счет.
Единственным источником информации о целях процесса реформы стал документ, подготовленный Всемирной организацией здравоохранения в сотрудничестве с Министерством здравоохранения Польши. Очередная концепция реформирования здравоохранения базировалась на разграничении функций производителя и покупателя медицинских услуг. Государственным медицинским учреждениям предполагалось предоставить значительную степень свободы в зарабатывании денег, а руководитель таких «самостоятельных государственных учреждений здравоохранения» наделялся правом самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами.
Покупателями же медицинских услуг должны были стать кассы медицинского страхования. Отношения между производителем и покупателем медицинских услуг предполагалось строить на договорной основе, Тогда же правительство приняло решение об изменении принципов финансирования системы здравоохранения, а Сейм утвердил закон о медицинском страховании. Потом вновь произошла смена власти, у которой оказалось движение "Солидарность". Именно оно сколько-нибудь не подумав, почта без предварительной подготовки, форсированным методом запустило эту очень ответственную реформу.
Выступая за замену бюджетного финансирования страховым, медики надеялись, что таким образом удастся разделить политику и медицину. Они считали, что расходы на здравоохранение, зависящие исключительно от уровня доходов населения, будут расти с увеличением его благополучия.
Но как можно было предполагать, в жизни все оказалось немного сложнее. Не кто-нибудь, а политические силы определили взнос на цели всеобщего медицинского страхования. Его, а он был относительно невысоким и составлял 7.5% от суммы доходов, не смогли платить по крайней мере две категории граждан - аграрии, освобожденные от уплаты подоходного налога, и безработные, потерявшие право на получение пособия. Их взносы стали оплачиваться из государственного бюджета; в 1999 г. сумма страховых взносов оказалась намного меньше запланированной, тем более, что нашлось немало .сознательных уклонистов от уплаты взноса, - как среди физических, так и среди юридических лиц.
И главное: на момент введения реформы не были известны действительный уровень расходов на здравоохранение и реальный объем медицинских услуг, системой здравоохранения.
Крайне остро встала и проблема установления тарифов на те или иные услуги. Тарифы, как известно, важнейшее положение в системе здравоохранения, финансируемой за счет бюджетных или страховых источников. В Польше решили, что тарифы установятся сами, их продиктуют механизмы рыночной конкуренции, спрос и предложение. В итоге все свелось к тому, что тарифы поначалу установили сами вновь организованные больничные кассы исходя из своих планируемых доходов, статистики расходов учреждений здравоохранения и директив правительства, предписывающих заключение контрактов со всеми медицинскими учреждениями, предлагающими свои услуги. Больничные кассы приобрели огромную власть над производителями медицинских услуг...
После вступления в ЕС Польша стала перспективным направлением европейского медицинского туризма. В некоторых частных клиниках иностранцы составляют от 30 до 80% пациентов. Особенно востребованы европейцами стоматологические услуги и пластические операции, которые в 3-4 раза дешевле, чем в Германии, Однако и прочие медицинские услуги (плановые операции, профилактические осмотры) предоставляются в польских медицинских центрах, ориентированных на иностранцев, на уровне европейских стандартов подтверждает наличие у многих клиник международной аккредитации.
Польша занимает 7 место в Европе по количеству SPA- и wellness-центров, расположенных в известных курортных местах. Польские же санатории имеют прекрасную репутацию.
Сочетание лечебно-оздоровительных процедур с интересной экскурсионной программой и активным отдыхом привлекают сюда туристов из многих Европы.
Для жителей стран СНГ Польша тоже никогда не была «настоящей заграницей" и поныне она остается страной, где можно «по-соседски» подлечиться на европейском уровне.
Университетская клиника в Кракове - один из крупнейших многопрофильных медицинских центров Польши, с двухсотлетней историей и традициями. Это учебная и научно-исследовательская база медицинского факультета старейшего в Европе Краковского (Ягеллонского) университета, а также региональный медицинский центр для юго-востока страны.
Польский закон о всеобщем медицинском страховании, который вошел в силу 1 января 1999 г., начал реформу в области здравоохранения. Пациент, по замыслу, - центральная фигура новой системы, потому что от качества и количества услуг, оказанных каждому пациенту, зависит положение данного медицинского учреждения.
Страхование, как и в большинстве стран, подразумевает свободный выбор врача или больницы в любое время, если пациент по какой-либо причине не удовлетворен оказываемыми услугами. Страхование охватывает как людей с польским гражданством, так и иностранцев, постоянно живущих в Польше. За короткое время в стране получила большое развитие сеть частных и кооперативных медицинских центров, оказывающих всестороннюю помощь вне системы государственного медицинского страхования.
Живи, казалось бы, да радуйся с такой медициной. Ан нет. По данным социологических опросов, проведенных в Польше спустя полтора года после внедрения страховой медицины, большая часть населения недовольна качеством медицинского обслуживания, а врачей считает наиболее коррумпированной профессиональной группой. Эти мнения актуальны и сейчас.
С самого начала как за подготовкой проекта закона о всеобщем обязательном медицинском страховании, так и за проведением его в жизнь стояло движение "Солидарность". Правда, оказавшиеся у власти политики, представляющие это движение, мало разбирались в механизме функционирования системы здравоохранения, не улавливая связь экономики и сферы социального потребления. В то дореформенное время было предложено три способа финансирования системы здравоохранения: за счет всеобщего обязательного страхования или коммерческого страхования. Кроме того, выдвигалась концепция очень осторожных преобразований, предполагавшая создание парабюджетных учреждений для финансирования системы здравоохранения на региональном уровне.
Последующие смены власти не оставили места дальнейшим размышлениям на сей счет.
Единственным источником информации о целях процесса реформы стал документ, подготовленный Всемирной организацией здравоохранения в сотрудничестве с Министерством здравоохранения Польши. Очередная концепция реформирования здравоохранения базировалась на разграничении функций производителя и покупателя медицинских услуг. Государственным медицинским учреждениям предполагалось предоставить значительную степень свободы в зарабатывании денег, а руководитель таких «самостоятельных государственных учреждений здравоохранения» наделялся правом самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами.
Покупателями же медицинских услуг должны были стать кассы медицинского страхования. Отношения между производителем и покупателем медицинских услуг предполагалось строить на договорной основе, Тогда же правительство приняло решение об изменении принципов финансирования системы здравоохранения, а Сейм утвердил закон о медицинском страховании. Потом вновь произошла смена власти, у которой оказалось движение "Солидарность". Именно оно сколько-нибудь не подумав, почта без предварительной подготовки, форсированным методом запустило эту очень ответственную реформу.
Выступая за замену бюджетного финансирования страховым, медики надеялись, что таким образом удастся разделить политику и медицину. Они считали, что расходы на здравоохранение, зависящие исключительно от уровня доходов населения, будут расти с увеличением его благополучия.
Но как можно было предполагать, в жизни все оказалось немного сложнее. Не кто-нибудь, а политические силы определили взнос на цели всеобщего медицинского страхования. Его, а он был относительно невысоким и составлял 7.5% от суммы доходов, не смогли платить по крайней мере две категории граждан - аграрии, освобожденные от уплаты подоходного налога, и безработные, потерявшие право на получение пособия. Их взносы стали оплачиваться из государственного бюджета; в 1999 г. сумма страховых взносов оказалась намного меньше запланированной, тем более, что нашлось немало .сознательных уклонистов от уплаты взноса, - как среди физических, так и среди юридических лиц.
И главное: на момент введения реформы не были известны действительный уровень расходов на здравоохранение и реальный объем медицинских услуг, системой здравоохранения.
Крайне остро встала и проблема установления тарифов на те или иные услуги. Тарифы, как известно, важнейшее положение в системе здравоохранения, финансируемой за счет бюджетных или страховых источников. В Польше решили, что тарифы установятся сами, их продиктуют механизмы рыночной конкуренции, спрос и предложение. В итоге все свелось к тому, что тарифы поначалу установили сами вновь организованные больничные кассы исходя из своих планируемых доходов, статистики расходов учреждений здравоохранения и директив правительства, предписывающих заключение контрактов со всеми медицинскими учреждениями, предлагающими свои услуги. Больничные кассы приобрели огромную власть над производителями медицинских услуг...
После вступления в ЕС Польша стала перспективным направлением европейского медицинского туризма. В некоторых частных клиниках иностранцы составляют от 30 до 80% пациентов. Особенно востребованы европейцами стоматологические услуги и пластические операции, которые в 3-4 раза дешевле, чем в Германии, Однако и прочие медицинские услуги (плановые операции, профилактические осмотры) предоставляются в польских медицинских центрах, ориентированных на иностранцев, на уровне европейских стандартов подтверждает наличие у многих клиник международной аккредитации.
Польша занимает 7 место в Европе по количеству SPA- и wellness-центров, расположенных в известных курортных местах. Польские же санатории имеют прекрасную репутацию.
Сочетание лечебно-оздоровительных процедур с интересной экскурсионной программой и активным отдыхом привлекают сюда туристов из многих Европы.
Для жителей стран СНГ Польша тоже никогда не была «настоящей заграницей" и поныне она остается страной, где можно «по-соседски» подлечиться на европейском уровне.
Университетская клиника в Кракове - один из крупнейших многопрофильных медицинских центров Польши, с двухсотлетней историей и традициями. Это учебная и научно-исследовательская база медицинского факультета старейшего в Европе Краковского (Ягеллонского) университета, а также региональный медицинский центр для юго-востока страны.